Иван Васильевич меняет профессию, и икра в этом кино
Миллионы граждан бывшего СССР отлично помнят фильм «Иван Васильевич Меняет профессию» с легендарными Александром Демьяненко, Юрием Яковлевым и Леонидом Куравлёвым. Многим запомнился легендарный эпизод с красной и черной икрой,где Бунша, заменяющий царя, присутствует на пиру. Именно этот кинематографический момент заложил исторически неверное представление об икре на Руси в представлении наших соотечественников.
Исторические нестыковки
О какой исторической эпохе рассказывает фильм Гайдая? Иван IV жил в период с 1530 по 1584 годы, то есть в XVI столетии. Родился и умер он на территории Москвы. Пир в фильме происходит там же. И тут возникает вопрос – откуда на столе красная икра? Она здесь представлена в качестве народного блюда, в отличие от баклажанной «заморской».
Ошибок несколько:
- Доподлинно известно, что и как любил есть царь. Рыбу он ел, в т.ч. стерлядь, заявленную в фильме. А вот об какой-либо икре в исторических записях ни слова;
- Красной икры на территории Московского государства не было. Не появилась она не
- только при Иване Грозном, но и после прихода к власти первых Романовых;
- В 16 веке территории, где сейчас идёт икорный промысел, не были освоены;
- Технология правильной засолки икры лососевых рыб появилась только в конце XIX – начале ХХ века;
- Царь Иван Васильевич любил угощать гостей, но сам ел мало. Это было связано с заболеваниями ЖКТ, вызывавшими у него колики. Кроме того, постоянные заговоры и покушения сделали его настоящим параноиком. Государь ужасно боялся быть отравленным. По мнению некоторых исследователей, именно от этого он и скончался;
- Баклажан появился в нашей стране через 150 лет после смерти грозного самодержца. Икру же из него начали делать ещё позже.
Особенности восприятия
В мире есть немало мест, в которых икра относится к понятию «рыбьи потроха», и является либо отбросами, либо пищей для самых бедных слоёв населения.
На столе у царей черная икра появилась примерно через 50 – 100 лет после смерти Ивана Грозного. Это не точные цифры, но информация об этом имеется в письменных источниках. В те времена её держали в бочонках и кадках, и деликатесом не считали. Ещё бы, ведь осетровые рыбы плавали в реках и морях в несметных количествах. Отсутствие промышленного вылова делало практически невозможным истребление осетра. Потому позволить себе такую еду мог не только царь, но и любой рыбак, либо селянин, имеющий деньги, либо товар в обмен.
То, что икра стала деликатесом в русской кухне, это не достижение кулинарной культуры, а страшная трагедия. Нам удалось погубить многие виды, жившие миллионы лет, пережившие массовые вымирания. Произошло это, разумеется, не во времена Ивана Грозного, а в XX веке, и, вопреки здравому смыслу, продолжается до сих пор.
Вернёмся к нашим боярам и царям. Какая же икра теоретически могла стоять на столе во время царского пира? Обратившись не к сценарию, заимствованному у Булгакова, а к реальным историческим хроникам XVI века, вы можете легко выяснить, что самой популярной в те далёкие времена была икра самой обыкновенной щуки. Эту хищную рыбу, в отличие от осетра, пока что не поставили на грань вымирания.
Итак, делайте выводы, господа читатели. Времена Ивана Грозного в сценарии показаны в форме так называемой альтернативной истории. Поэтому не следует воспринимать всё увиденное на экране, как исторически достоверное. Можно воспринимать это и как сценарный киноляп. В конце концов, в фильмах про древний Рим иногда замечают наручные часы у легионеров, пролетающие самолёты и линии электропередач. Так что лососевая икра в XV веке – не самое смешное, что попадается в кино.