О рынке икры и потреблении

Суши с красной икрой

Для многих жителей России икра является деликатесом. Но происходит это по двум понятным причинам – дороговизна оригинального продукта, маленькие зарплаты жителей глубинки.

Не везёт с икрой жителям многих стран СНГ. Сырьё туда привозится не с Дальнего Востока, а из США. Для сохранности икру замораживают, что приводит к потере её фактического качества и вкусовых свойств. То есть, миллионы людей в Украине и других государствах постсоветского пространства вынуждены покупать откровенно второсортный продукт. Причем, он второсортный не в прямом смысле. По сути, это брак, который нельзя продавать по цене натуральной свежей икры.

Есть огромные территории, где об икре вообще не слышали. К примеру, целые провинции материкового Китая, некоторые регионы Африки.

В одних случаях это связано с отдаленностью от цивилизации, в других с бедностью населения, в третьих с пищевыми пристрастиями и кулинарными традициями. В Африке лососевая и осетровая икра – продукты совершенно незнакомые. Да, какие-нибудь короли и президенты республик могут себе позволить есть деликатес. А вот миллионы людей, живущих за пределами апартаментов, даже не слышали о его существовании.

В то же время, есть и случаи совершенно противоположные по смыслу. К примеру, один известный представитель шоу-бизнеса, Джордж Бенсон (один из лучших джазовых гитаристов в истории). Музыкант запросто купил три тонны икры, чтобы весело отметить свой пятидесятилетний юбилей в кругу друзей, знакомых и поклонников. Покупка обошлась заказчику примерно в три миллиона долларов США. Немалая сумма. Да и объёмы тоже впечатляют.

Почему мы едим всё меньше икры?

На потребление продукта влияют цены. Проблемы связаны даже не с жадностью продавцов, а с урожаем. В 2014 году с этой проблемой столкнулись два основных икорных заготовителя – Россия и США. Оба государства были вынуждены повысить цены, так как год был далеко не самым удачным для икорной промышленности.

Объёмы промышленного вылова могут в скором времени привести к тому, что икру можно будет достать только из питомников, что сделает этот продукт невероятно дорогим. Во всяком случае, так утверждают экологи, изучающие изменение численности отдельных пород рыбы в регионах, где традиционно ведется её лов. Многие страны были вынуждены ввести запрет на вылов в отдельных акваториях. Но браконьерская добыча продолжается.

Второй фактор, влияющий на потребление, связан с приходом в нашу кулинарную культуру иностранных традиций. К примеру, для популярной японской кухни, традиционной считается икра не лососевых, а летучей рыбы – тобико. Из неё делают известное в суши-барах блюдой, заворачивая икринки в лист водоросли нори, либо украшая роллы. Блюдо, несомненно, вкусное, но по полезным свойствам значительно уступающее традиционному для россиян деликатесу. Эту икру при транспортировке замораживают, либо засаливают окрашивают при помощи имбиря, васаби или чернил кальмара. Некоторые люди даже не знают, что тобико не является икрой лососевых рыб.

Многие люди покупают более дешевую и мелкую икру мойвы. Её японцы называют масаго. А вот оригинальная красная икра даже по-японски звучит «икура». Не правда ли, похоже на русскоязычный вариант? Хороший продукт знают везде!

Интересно, что японцы, имевшие доступ к красной икре гораздо раньше, чем жители Российской Империи/Советского Союза, никогда не были её особыми поклонниками и не имеют кулинарных традиций, с ней связанных. И, стоит заметить, совершенно напрасно. Ведь лососевая икра является источником многих важных и полезных веществ и известным афродизиаком.

Поделиться в соц сетях